Эмоциональное благополучие ребенка

Консультация Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка»

Подготовила: воспитатель Маркина Е.А.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – это одно из важнейших направлений деятельности. Ведь эмоции дошкольника – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

У ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники уже начинают осознавать и контролировать свои эмоции, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными , переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские проблемы». Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей.

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

  • Безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
  • Позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней домашней атмосферы в группах);
  • Равенство в отношениях между взрослым и ребенком
  • Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;
  • Тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующей его темы (часто негативных) с целью повышения его самооценки.

«Домотека» — возможность даже 3-х летнему ребенку размещать свои вещи в специально отведенном пространстве группы, принесенные из дома.

На развитие эмоциональной сферы дошкольников позитивно влияет создание в группах таких уголков:

— для малышей «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по настоящему приближает обстановку детского сада к семейной и разрешает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувство одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

— для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром может разместить свою фотографию в соответствии с настроением —  в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течении дня по своему желанию он может внести изменения. Его внутреннее состояние становится, таким образом, более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.

Возможность 5-7 летнему ребенку побыть одному, сменить обстановку и немного отдохнуть от потока информации приобретает все большую актуальность  так как способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения.

Старшим дошкольникам для эмоциональной разрядке подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7 летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает все большую актуальность так как способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения и негативных настроений.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателей. Задача педагогов, показать, что эмоциональная сфера, определяющая детям 3-7 лет их будущее, не терпит стандартных подходов. Поиск оптимальных путей достижения  эмоционального благополучия дошкольников необходимо вести постоянно, применяя фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.