Консультация для родителей: «Как развивается мой ребенок?»

Родители часто задаются вопросами:  «Как развивается мой ребенок? Не отстает ли он в развитии? Какими умения и навыками должен овладеть к определенному возрасту?» Давайте вместе попытаемся ответить на эти вопросы. Подготовила педагог-психолог С.А. Мазуркевич

К трем годам ребенок:

Математика

— должен уметь пользоваться понятиями»много», «один», правильно согласовывать их с существительными;

— должен использовать в речи слова «большой», «маленький», «больше», «меньше»;

— должен  уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по длине, использовать слова «длинный», «короткий»;

— должен уметь сравнивать предметы по высоте, использовать слова «высокий», «низкий»;

— должен уметь сравнивать предметы по толщине, использовать слова «толстый», «тонкий»;

— должен уметь определять равенство и неравенство предметов;

— должен узнавать и называть фигуры круг и квадрат, показывать похожие на них предметы;

Развитие речи

— выполнять словесное поручение взрослого («Принеси красный кубик, желтый мячик, маленького зайчика»);

— знать названия транспортных средств (машина, автобус), частей автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль), растений (дерево, трава, цветы), фруктов (яблоко, груша, банан), овощей (морковь, помидор, огурец), домашних животных (кошка, собака, курица) и их детенышей;

— употреблять в речи глаголы, обозначающие действия (мыть, стирать, вытирать, гладить, лечить и т.д.);

— прилагательные, обозначающие величину, вкус, цвет;

— наречия (близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло и т.д.);

— уметь связно рассказывать об увиденном, нарисованном на картинке (2-4 предложения);

— уметь отвечать на вопросы взрослого;

Окружающий мир

— различать и правильно называть части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека;

— различать некоторые фрукты и овощи;

— знать и называть 6 основных цветов: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;

— различать части суток (день, ночь), знать, чем они отличаются;

— знать название и назначение некоторых предметов;

— пересказывать небольшие потешки.

К четырем годам ребенок должен уметь:

Математика

— считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

— сравнивать две группы предметов, используя счет;

— сравнивать предметы разной длины, ширины, высоты, понимать соотношения между ними;

— узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

— определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, вниз, вверх);

— знать правую и левую руку;

Развитие речи

— правильно произносить все звуки родного языка;

— использовать в речи существительные, обозначающие профессии, с которыми его знакомили;

— составлять связный рассказ не менее чем из 3-4 предложений;

— понимать содержание картинок и рассказывать, что на них нарисовано;

— правильно называть существительные в единственном и множественном числе;

— правильно употреблять предлоги: под, на, перед, в, над и т.д.;

— пересказывать небольшие литературные тексты, правильно отвечать на вопросы по содержанию текста.

Окружающий мир

— знать как зовут родителей;

— уметь различать части суток и времена года, знать, чем они отличаются;

— называть предметы обобщающими словами: овощи, фрукты, одежда, цветы, деревья, посуда, птицы, грибы, животные, ягоды;

— знать названия некоторых профессий;

— знать и уметь находить в окружающей обстановке 9 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый, коричневый, черный, голубой, розовый;

— знать и уметь рассказывать несколько сказок;

— знать некоторые правила дорожного движения улицу переходить в специальных местах, переходить надо только на зеленый сигнал светофора.

К пяти годам ребенок должен:

Внимание

— выполнять задание, не отвлекаясь в течении 10-12 минут;

— удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

— находить 5-6 отличий между предметами;

— выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

— уметь находить одинаковые предметы;

Память

— уметь запоминать не менее 6 предложенных  предметов или названных слов;

— уметь запоминать стихотворения, потешки, загадки;

— пересказывать содержание небольшого произведения или сказки;

— помнить и рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни;

— запоминать и повторять небольшие фразы;

— уметь сравнивать два изображения по памяти;

Математика

— считать в пределах 10;

— пользоваться количественными и порядковыми числительными;

— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10;

— уравнивать неравное число предметов двумя способами;

— выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;;

— ориентироваться на листе бумаги;

— знать геометрические фигуры (круг, квадрат,  овал, прямоугольник, ромб);

— сравнивать предметы по величине, пользуясь понятиями: «шире-уже», «выше-ниже», «длиннее-короче» и т.д.

Развитие речи

-правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно;

— употреблять в речи простые и сложные предложения;

— пользоваться прямой и косвенной речью;

— поддерживать непринужденную беседу;

— составлять небольшой рассказ о предмете, картине, по теме.

Мелкая моторика

— уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;

— уметь обводит рисунок по точкам и по линиям;

— уметь аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры рисунка;

— уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры;

— уметь копировать простейшие рисунки.

Мышление

— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ;

— классифицировать предметы по определенным признакам;

— подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснять свой выбор

— самостоятельно находить несоответствия в рисунках и объяснять их;

— сравнивать два предмета между собой, называть чем они похожи и чем отличаются друг от друга;

— уметь самостоятельно подбирать подходящие заплатки к коврикам;

— уметь называть детали одежды, части машины, дома, дерева, цветка.

 

К шести годам ребенок должен:

Математика

— уметь считать  в пределах 10;

— правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;

— сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше другого;

— уравнивать неравное число 2 способами;

— сравнивать до 10 предметов различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты и понимать соотношения между ними;

— различать форму предметов

— выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам

— ориентироваться на листе бумаги.

Развитие речи

— правильно произносить все звуки;

— употреблять в речи простые и сложные предложения;

— пользоваться прямой и косвенной речью;

— поддерживать непринужденную беседу;

— составлять небольшие рассказы о предмете, картине, по теме, предложенной взрослым;

— уметь последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения;

— уметь определять место нужного звука в слове.

Окружающий мир

— знать свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей, свой домашний адрес, название своего города (села), название столицы Родины;

— знать название профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий;

— назвать группы предметов обобщающим словом;

— знать основные правила дорожного движения;

— знать последовательность времен года, частей суток;

— различать и называть деревья, кустарники по коре, листьям, плодам;

— знать несколько зимующих, перелетных птиц.

Внимание

— выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;

— находить 5-6 отличий между предметами;

— удерживать в поле зрения 8-10 предметов;

— выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

— копировать в точности узор или движение;

— уметь находить одинаковые предметы;

Память

— уметь запоминать не менее 7-8 предложенных предметов или названных слов;

— уметь запоминать и рассказывать стихотворения, потешки, загадки;

— пересказывать близко к тексту рассказы или сказки;

— рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

— запоминать ряды цифр (от 4 до 6) зрительно и на слух;

— запоминать и повторять фразы, состоящие из 7-8 слов;

— рассказывать о событиях своей жизни, вспоминая все подробности;

Мышление

— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

— классифицировать предметы в группы по определенным признакам;

— подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

— самостоятельно подбирать подходящий узор на большой картинке и на маленькой;

— находить предмет в группах, не подходящий к общими признакам;

— решать простые логические задачи;

— выстраивать логический ряд из фигур;

Мелкая моторика

— свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя  их единым содержанием;

— штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

— ориентироваться в тетради в клетку или линию;

— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

— уметь копировать простейшие рисунки.;

К семи годам ребенок:

Математика

— называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

— соотносить цифру и число предметов;

— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— пользоваться арифметическими знаками действий;

— измерять длину предметов с помощью условной меры;

— ориентироваться на листе бумаги;

— определять время по часам;

Развитие речи

— уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков сходства и отличия;

— самостоятельно составлять связный рассказ не менее, чем из 6-7 предложений;

— составлять рассказы из личного опыта;

— изменять слова, образуя новые;

— пересказывать небольшие рассказы;

— выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно передавать их в зависимости от содержания;

— правильно употреблять трудные формы знакомых слов;

— использовать в речи антонимы;

— отгадывать загадки, понимать образные выражения.

Грамота

— знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита;

— определять количество слогов в словах;

— определять количество звуков в словах;

— определять место заданного звука в слове;

— анализировать звуковой состав слова;

— определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударение» ударные гласные;

— различать гласные и согласные звуки и буквы;

— различать твердые и мягкие согласные;

— составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности;

Окружающий мир

— называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;

— название своего родного города (села), столицы, Родины;

— последовательность времен года, частей суток, дней недели, название месяцев;

— отличать животных, птиц, насекомых;

— отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;

— знать и называть все явления природы, распознавать по окраске, размерам;

— знать о сезонных изменениях в природе.

Внимание

— выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут;

— находить 10 отличий между предметами;

— удерживать в поле зрения не менее 10 предметов;

— выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

— копировать в точности узор или движение;

— уметь находить одинаковые предметы.

Мышление

— объединять предметы в группы по определенным признакам;

— выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов;

— выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам;

— уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам;

— решать достаточно сложные логические задачи;

— сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними;

— подбирать подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу;

Память

— уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов;

— рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы;

— повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов;

— подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке;

— повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно;

— подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки;

— запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

Мелкая моторика

— свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования;

— изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;

— штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;

— ориентироваться в тетради в клетку или в линию;

— уметь копировать фразы, простейшие рисунки;

— передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.