Образовательные стандарты

kubikРазвитие ребенка в дошкольный период – важный, сложный и многогранный процесс становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Реалии современной жизни ставят перед дошкольным образованием новые цели. Глобальной идеей современных изменений в дошкольном образовании является психологизация системы дошкольного образования. С 01 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО – нестандартный стандарт дошкольного образования, в основе которого — Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования создан не для того, чтобы оценивать соответствие установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, проводить аттестации обучающихся.

Особенность ФГОС:

  • индивидуальный подход;
  • выявление возможных достижений ребенка;
  • сформированная волевая и мотивационная готовность к школе.

ФГОС ДО определяет основную задачу дошкольного образования – общекультурное, личностное (духовно-нравственное), физическое и познавательное развитие ребёнка, умеющего уважать себя и других; умеющего ценить прекрасное, чувства других людей; с уважением и любовью относящегося к культурному наследию своей Земли, историческому прошлому своего народа и культуре других народов (что для многонационального Крыма приобретает особый смысл и ценность).

Основные направления развития детей по ФГОС ДО –  художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое, речевое и познавательное развитие.

Предметно-развивающая среда в МБДОУ №86 «Незабудка» создана в соответствии с дидактическими принципами: информативности, предусматривающего разнообразие  тематики, материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; вариативности, определяющейся видом дошкольного учреждения, содержанием воспитания, культурными традициями, региональными особенностями; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменении предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

В  МБДОУ систематически  оформляется  и обновляется информационно-тематический стенд; организуются эпизодические и постоянно действующие выставки методических инноваций; организована подписка на периодическую печать; систематически пополняется оснащение методкабинета разработками, методическими пособиями, литературой по охране жизни и здоровья детей, по правовому, по экологическому и экономическому воспитанию.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, а также основой для формирования содержания профессионального и дополнительного профессионального образования педагогических работников и проведения их аттестации.
В стандарте учитываются возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.

Согласно стандарту, содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.

Содержание программы также должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
— предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
— характер взаимодействия со взрослыми;
— характер взаимодействия с другими детьми;
— система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Образовательная программа дошкольного образования может предусматривать возможность ее реализации на родном языке из числа языков народов РФ. Реализация такой возможности не должна осуществляться в ущерб получению образования на русском языке.
Утрачивают силу Приказы Минобрнауки России от 23.11.2009 N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и от 20.07.2011 N 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Нормативная документация

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"
Приказ "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
Письмо Минобрнауки России от 10.01.2014 N 08-10 "О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"