Организация и проведение консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания и развития воспитанников

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях МБДОУ я осуществляю возрастно-психологическое консультирование по запросу – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Необходимо отметить специфику психологического консультирования в условиях детского сада – опосредованный характер консультирования, т.е. направленность на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник не выступает инициатором запроса: инициативу проявляют лица, его окружающие. По этой причине я дифференцирую содержание  запросов, с целью определения возможности опосредованно решить трудности ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития. Такими задачами выступают:

— преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка (педагоги/родители);

— оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ (педагоги);

— обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции (педагоги/родители);

— помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций (педагоги/родители);

— формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы (педагоги/родители).

Консультации родителей в основном касаются проблем в детско-родительских отношениях и особенностей возрастного, психического развития дошкольников.

Темы консультаций: «Трудности адаптационного периода», «Причины конфликтов между родителями и детьми», «Хвалите с умом», «Что делать, если ребенок плохо себя ведет?», «Зачем мы ругаем детей?», «Энурез – причины и методы коррекции», «Страхи у детей: как вести себя с ребенком, испытывающим страх», «В семье родился второй ребенок», «Сосание пальца: причины и что делать?», «Развитие внимания дошкольника», «Значимость цвета в развитии ребенка», «Проблемы в детско-родительских отношениях» (непослушание, детская тревожность и пр.), «Детское ябедничество» и мн.др.

Особенно нуждаются в консультациях педагоги логопедических групп: по результатам психологической диагностики детей, относительно психологических особенностей детей с ОНР («Особенности эмоционального и психического развития детей с ОНР», «Маленькие левши», «Детская агрессивность», «Особенности межличностного взаимодействия детей старшей группы ДОУ», «Цвета, которые выбирает ребенок», «Что означают рисунки детей?»).