Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте ФГОС ДО

Предметно-развивающая среда (ПРС) в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью раздела «Музыка» образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие». Эти особенности нужно учитывать при создании ПРС.

Организация окружающего пространства должна давать возможность каждому ребенку реализовать себя в различных видах музыкальной деятельности, способствовать развитию творческих способностей.

Пространство зала делится на спокойную и активную зоны. В спокойной зоне проходит слушание музыки, пение. В активной — дети играют и танцуют.

Организуя ПРС в этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме.

Музыкальный зал детского сада оснащен:

  • фортепиано;
  • музыкальным центром;
  • экраном-проектором;
  • ноутбуком.

А также:

  • современной методической  литературой (журнал «Музыкальный руководитель», сборники для слушания по программе «Музыкальные шедевры», и др.);
  • аудиодисками;
  • наглядными пособиями;
  • различными атрибутами для игр и танцевального творчества,
  • музыкальными шумовыми инструментами (маракасы, треугольники, колокольчики, металлофоны и др.);
  • иллюстрациями;
  • картотекой музыкально-дидактических игр;
  • МДИ;
  • различные виды кукол (перчаточные, « би-ба-бо», пальчиковые) для театрализованной деятельности.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно-развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает возможность для интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. А также дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки является музыкально-дидактическая игра. МДИ способствуют более содержательному, интересному, вариативному изложению материала. А яркие и эстетичные пособия к играм позволяют заинтересовать, активизировать детей, вызвать у них желание, играя, обучаться!

Основное значение назначение дидактических игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке.

В младшей группе дети способны различать высоту звука, тембровую окраску инструментов, громкое и тихое звучание, узнавать знакомые песни. В своей работе мы используем такие игры, как, например, «Птицы и птенчики», «Зайцы пляшут, зайцы спят» и др.

В средней группе задания усложняются. Больше внимания уделяется развитию тембрового слуха. Используются такие игры, как «Угадай,  на чем играю?», «Кого встретил Колобок?», «Теремок» и др.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста требуют большей слуховой сосредоточенности, поэтому мы используем игры на развитие слухового восприятия. В частности, «Три кита в музыке», «Что делают в домике?»

Использование дидактических карточек позволяет детям понять длительность звуков, развивают чувство ритма.

Поддерживать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, развивать тембровый и ритмический слух помогают игры с кубиками. «Музыкальный кубик», «Ритмический кубик» — эти игры, помимо дидактических задач, создают бодрое, радостное настроение, формируют чувство уверенности в себе.

Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) позволяют детям лучше усваивать музыкальный материал. Ритмические видео-игры  — это современная технология, с помощью которой дети овладевают  умением играть в оркестре.

Развивающая среда музыкального зала:

  • способствует поддержанию эмоционального благополучия детей,
  • их эстетическому развитию,
  • формирует положительное отношение к окружающему миру,
  • обеспечивает психологическую комфортность и безопасность пребывания детей в музыкальном зале.