Педагогическая деятельность музыкального руководителя
Педагогическая деятельность на данном этапе осуществляется в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Истоки». В 2014 году она была переработана в соответствии с ФГОС ДО сотрудниками Московского института развития образования им. А.В.Запорожца, под редакцией Л.А.Парамоновой. Также используется примерная «Рабочая программа музыкального руководителя», разработанная в нашем ДОУ.
Программа «Истоки» задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогический технологий.
Сформулированные в ней принципы носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.
Основным лейтмотивом Программы является диалог: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ, являясь одним из приоритетных направлений. Непосредственно – образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми разработана с применением парциальных программ, современных технологий и методик
Больше внимания стало уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, музыки, живописи.
В настоящее время любое ДОУ самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому наше ДОУ использует ряд специализированных парциальных программ, технологий и методик.
Современные методы музыкального воспитания детей дошкольного возраста заключаются в применении интегрированного принципа в организации личностно — ориентированного подхода в обучении.
Парциальная программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой эффективно дополняет программу «Истоки» в разделе творческого слушания музыки. Ядром понятия «Музыкальная культура дошкольника» в программе «Музыкальные шедевры» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями и навыками.
Также используются такие программы как , «Синтез искусств» (К.В.Тарасова и др.); игровые технологии, театрально-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (О.Н.Арсеневская); куда входят пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, артикуляционные упражнения, логоритмика Н.Картушина); музыкотерапия, а также технология «Сказкотерапия» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева); «Элементарное музицирование» (Т.Тютюнникова).
Мы считаем, очень важным помочь ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – это живопись, поэзия и, конечно, музыка. И задача музыкального руководителя как раз и состоит в наведении этих хрупких мостов!
Обществу нужны неординарные личности, поэтому, важно, вовремя выявить, обучить и воспитать одаренного и талантливого ребенка. Этот процесс должен начинаться уже в детском саду!
Приоритетным направлением педагогической деятельности музыкального руководителя в нашем ДОУ является развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.
Каждое слово несет смысловую нагрузку, и от того, на каких сказках мы воспитаем наших детей, зависит, какими они будут. Именно народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором. Входя в сказку, ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа.
Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных качеств.
Успешно развиваются музыкальные и творческие способности детей благодаря использованию технологии «Элементарного музицирования» на основе педагогической системы К.Орфа. В основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность. Музицирование в системе К.Орфа понимается как взаимосвязь музыки, движения и речи. Она дает возможность развивать творческий потенциал и личность ребенка в целом, так как способствует развитию речи ребенка, создает условия для звукотворчества, развития звуковой фантазии. В процессе музицирования у детей развивается и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно–подвижные игры. Технология элементарного музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.
Для разрешения проблемы творческого обучения необходимо понять важность соблюдения двух ее ключевых позиций:
- уважение к ребенку, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений;
- создание на занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».
Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры, ребенок во всем принимает участие.
Также мы считаем очень важным развивать у детей социальный интеллект. Ведь от того, сформировались ли у ребенка коллективистские качества, воспитанно ли у него гуманное отношение к другим людям, зависит, как будет развиваться личность ребенка, будет ли она гармоничной и полноценной. Эти важные качества личности должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детского сада.
Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Сочетание музыкальных занятий с занятиями педагога – психолога можно считать одним из перспективных в развитии социального интеллекта у детей.
Заинтересовать детей музыкой – вот задача, которую должен решить музыкальный руководитель. Развитием музыкальных способностей надо заниматься со всеми детьми и чем раньше, тем лучше – это несомненно! Важно, чтобы музыка сопровождала детей в дальнейшей жизни!
Венгерский композитор и педагог З.Кодай говорил: «Давайте вложим детям тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни»!