Педагогическая деятельность музыкального руководителя

Педагогическая деятельность на данном этапе осуществляется в соответствии с Основной общеобразовательной программой дошкольного образования  «Истоки». В 2014 году она была переработана в соответствии с ФГОС ДО сотрудниками Московского института развития образования      им. А.В.Запорожца, под  редакцией  Л.А.Парамоновой. Также используется примерная «Рабочая программа музыкального руководителя», разработанная в нашем ДОУ.

Программа «Истоки» задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста, создавая простор для творческого использования различных педагогический технологий.

Сформулированные в ней принципы носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.

Основным лейтмотивом Программы является диалог: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколений.

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ, являясь одним из приоритетных направлений. Непосредственно – образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми разработана с применением парциальных программ, современных технологий и методик

Больше внимания стало уделяться фольклору, местным традициям и обычаям, экологическому воспитанию и эстетическому развитию с привлечением всех видов искусств: театра, музыки, живописи.

В настоящее время любое ДОУ самостоятельно в выборе из комплекса рекомендованных программ, а также в разработке собственных, поэтому наше ДОУ  использует ряд  специализированных парциальных  программ, технологий и методик.

Современные методы музыкального воспитания  детей дошкольного возраста заключаются в применении интегрированного принципа  в организации личностно —  ориентированного подхода в обучении.

Парциальная  программа «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой эффективно дополняет программу «Истоки» в разделе творческого слушания музыки. Ядром понятия «Музыкальная культура дошкольника» в программе «Музыкальные шедевры» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Система принципов подбора репертуара, разработанные методы формирования основ музыкальной культуры детей и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности направлены на развитие во взаимосвязи эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошкольников, активизацию проявлений творчества. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально – образной деятельности) при овладении определенными знаниями, умениями и навыками.

Также используются такие программы  как , «Синтез искусств» (К.В.Тарасова и др.);   игровые технологии, театрально-игровые технологии, здоровьесберегающие технологии: «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (О.Н.Арсеневская); куда входят пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, игровой самомассаж, артикуляционные упражнения, логоритмика Н.Картушина); музыкотерапия, а также  технология «Сказкотерапия» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева); «Элементарное музицирование» (Т.Тютюнникова).

Мы считаем, очень важным помочь ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов – это живопись, поэзия и, конечно, музыка. И задача музыкального руководителя как раз и состоит в наведении этих хрупких мостов!

Обществу нужны неординарные личности, поэтому, важно, вовремя выявить, обучить и воспитать одаренного и талантливого ребенка. Этот процесс должен начинаться уже в детском саду!

Приоритетным направлением педагогической деятельности музыкального руководителя в нашем ДОУ является развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии.

Каждое слово несет смысловую нагрузку, и от того, на каких сказках мы воспитаем наших детей, зависит, какими они будут. Именно народная сказка радует своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором. Входя в сказку, ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа.

Занятия театрализованной деятельностью помогают детям адаптироваться в окружающем мире и решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с нравственным воспитанием, а также развитием коммуникативных качеств.

Успешно развиваются музыкальные и творческие способности детей благодаря использованию технологии «Элементарного музицирования» на основе педагогической системы К.Орфа. В основе элементарного музицирования лежит игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.  Музицирование в системе К.Орфа понимается как взаимосвязь музыки, движения и речи. Она дает возможность развивать творческий потенциал и личность ребенка в целом, так как способствует развитию речи ребенка, создает условия для звукотворчества, развития звуковой фантазии. В процессе   музицирования у детей развивается и музыкальная память. Дети приобретают навык ориентировки в пространстве, играя в координационно–подвижные игры. Технология элементарного   музицирования развивает творческое воображение, способность неординарно мыслить, формирует самостоятельность в решении поставленных задач, инициативность.

Для разрешения проблемы творческого обучения необходимо понять важность соблюдения двух ее ключевых позиций:

  • уважение к ребенку, принятие любых его индивидуально – творческих проявлений;
  • создание на занятии атмосферы игры, соблюдение принципа «для ребенка, а не над ребенком».

Для детей игровой подход представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности, в том числе и в музыкальной. Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры, ребенок во всем принимает участие.

Также мы считаем очень важным развивать у детей социальный интеллект. Ведь от того, сформировались ли у ребенка коллективистские качества, воспитанно ли у него гуманное отношение к другим людям, зависит, как будет развиваться личность ребенка, будет ли она гармоничной и полноценной. Эти важные качества личности должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Следовательно, развитие социального интеллекта должно быть одним из основных направлений в работе педагогов детского сада.

Среди вспомогательных  средств общения самым действенным  и организующим является музыка. Сочетание музыкальных занятий с занятиями педагога – психолога можно считать одним из перспективных в развитии социального интеллекта у детей.

Заинтересовать детей  музыкой – вот задача, которую должен решить музыкальный руководитель. Развитием музыкальных способностей  надо заниматься со всеми детьми и чем раньше, тем лучше –  это несомненно! Важно, чтобы музыка сопровождала детей в дальнейшей жизни!

Венгерский композитор и педагог З.Кодай говорил: «Давайте вложим детям тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни»!